31 октября 2012г. на заседании Комитета НОСТРОЙ по поддержке малого бизнеса был рассмотрен вопрос «Об участии Комитета в подготовке рабочих кадров для предприятий малого бизнеса в Северо-Кавказском федеральном округе». По итогам доклада ректора УДПО «СКИПКК» З. Х. Акаева о работе Ресурсного центра «Высшая рабочая квалификация» было принято решение о включении РЦ «ВРК» в программу развития региональных ресурсных центров под эгидой НОСТРОЙ.
Ресурсный центр «Высшая рабочая квалификация», как структурное подразделение УДПО «Северо-Кавказский институт повышения квалификации кадров строительного и жилищного комплекса» (далее – РЦ «ВРК» УДПО «СКИПКК»), создан по инициативе НП СРО «Гильдия строителей СКФО» и ОАО «ЧиркейГЭССтрой» при поддержке НП СРО «Союз строителей Республики Дагестан», НП СРО «Межрегиональное объединение строителей «Альянс» (Чеченская Республика) в целях подготовки специалистов строительных профессий по специальностям различного профиля с учетом потребностей строительной отрасли СКФО (пр. № 2 от 10. 01.2012 г.)
В своей деятельности РЦ «ВРК» УДПО «СКИПКК» руководствуется следующими принципами:
- принцип социального партнерства, предполагающий реализацию форм сотрудничества государственного, некоммерческого и коммерческого секторов;
- сетевой принцип организации региональной системы непрерывного профессионального образования в строительной отрасли базируется на следующих положениях: организация внутри сетевого взаимодействия сети учреждений профессионального образования различного уровня и предприятий (организаций) строительной отрасли (в т.ч. заказчиков и потребителей квалифицированных кадров), при этом сеть в целом предоставляет возможность различных способов освоения образовательных программ с последующей сертификацией профессиональных квалификаций;
- принцип непрерывности образования, обеспечивающий обучающимся переход от одной образовательной программы к другой на основе взаимосвязи сети образовательных учреждений отрасли, реализации преемственных программ различного уровня и направленности;
- принцип коллективного доступа к ресурсам Центра, обеспечивающий взаимодействие по использованию имеющихся ресурсов однопрофильных образовательных учреждений;
- принцип саморазвития, предусматривающий формирование механизма деятельности РЦ на основе заказа в условиях соучредительства и софинансирования;
- принцип прозрачности финансовой деятельности, предусматривающий публичность отчетности по направлениям деятельности РЦ перед учредителями.
Для достижения поставленной цели, Ресурсный центр ставит перед собой следующие задачи:
1. Реализация концепции отраслевого социального партнерства между профессиональными образовательными учреждениями различных уровней и строительного сообщества.
2. Формирование рынка образовательных услуг через маркетинг потребностей отрасли.
3. Формирование осознанного выбора профессии (специальности) с учетом перспективных тенденций развития рынка труда строительной отрасли.
4. Создание кадрового потенциала образовательных учреждений и строительной отрасли региона, отвечающего запросам современного рынка труда.
5. Организация научно-методической и консультационной поддержки образовательных учреждений строительной отрасли.
6. Содействие эффективному использованию и модернизации материальной базы образовательных учреждений силами социальных партнеров для осуществления качественной подготовки специалистов строительной отрасли.
7. Развитие спектра основных и дополнительных образовательных услуг в рамках профессиональной направленности.
8. Создание и реализация эффективных механизмов управления качеством профессионального образования строительной отрасли.
9. Развитие механизма многоканального финансирования деятельности РЦ.
10. Пропаганда достижений предприятий и образовательных учреждений строительной отрасли.
Для реализации поставленных задач РЦ будет развивать следующие виды деятельности:
- общественно-политическую;
- информационно-аналитическую;
- маркетинговую;
- организационно-методическую;
- профориентационную;
- экспертно-консультационную;
- образовательную.
Ресурсный центр будет обладать расширенным перечнем направлений деятельности, которые обусловлены его задачами.
Первая группа направлений деятельности:
- Разработка стратегии взаимовыгодного сотрудничества образовательных учреждений и бизнес-структур строительной отрасли;
- Получение новейшей информации по развитию строительной отрасли и образования в России и за рубежом;
Вторая группа направлений деятельности:
- Проведение маркетинговых исследований регионального строительного рынка трудовых ресурсов;
- Проведение маркетинговых исследований по насыщению регионального рынка образовательными услугами соответствующего профиля;
- Исследование запросов потребителей образовательных услуг в строительной отрасли;
- Осуществление прогнозно-аналитической деятельности по изучению конъюнктуры регионального строительного рынка труда. Определение рейтинга профессий и специальностей;
- Подготовка предложений по структуре и объему рынка образовательных услуг, покрывающих потребности и запросы предприятий отрасли;
• Обеспечение учреждений профессионального образования разного уровня статистическими и информационными данными;
- Разработка рекомендаций по приведению системы профессионального образования в соответствие с актуальным состоянием, перспективами развития рынка труда строительной отрасли;
- Участие в конкурсе на размещение регионального заказа на подготовку кадров;
- Осуществление мониторинга изменений рынка труда.
Третья группа направлений деятельности:
- Создание резерва педагогического персонала из числа специалистов, имеющих опыт профессиональной деятельности в строительной отрасли;
- Организация непрерывного профессионального развития (ПК) профессионально-педагогического персонала через систему обучения по инновационным образовательным программам;
- Организация повышения предметно-профессиональной компетентности педагогических работников на предприятиях с современным уровнем технологий и оборудования строительной отрасли;
- Организация проведения бизнес - тренингов, мастер-классов для руководителей СРО, предприятий и образовательных учреждений, педагогов и представителей предприятий строительной отрасли;
Четвертая группа направлений деятельности:
- Участие в разработке регионально - компетентностного стандарта с учетом дополнительных образовательных требований, заявленных работодателями строительной отрасли;
- Разработка методических материалов по заказам учреждений профессионального образования;
- Обеспечение сбора и накопления инноваций;
- Поддержка экспериментальных площадок регионального и федерального уровня;
- Формирование библиотеки и медиотеки с выходом коллективного пользования в Интернет;
- Организация работ по распространению методических материалов;
- Оказание консультационных услуг.
Пятая группа направлений деятельности:
- Вовлечение ресурсов соучредителей в профессиональное обучение, повышение квалификации персонала;
- Кооперация с предприятиями для организации производственной практики и профессиональной подготовки;
- Реализация заказов, финансируемых бюджетом региона;
Шестая группа направлений деятельности:
- Удовлетворение образовательных запросов населения через систему ДПО, ДОУ;
- Организация производственного обучения учащихся (студентов) на основе современного оборудования, прогрессивных производственных технологий отрасли;
- Организация дистанционного обучения граждан;
- Исполнение целевого заказа на ускоренную подготовку, ПК, дополнительные образовательные услуги на возмездной основе.
Седьмая группа направлений деятельности:
- Развитие региональной системы независимой оценки качества подготовки
специалистов.
- Создание лаборатории сертификации профессиональной квалификации, проведение сертификации профессиональных квалификаций выпускников РЦ;
- Организация проведения независимой итоговой аттестации по профессии с последующим присвоением разряда;
- Независимая оценка соответствия качества подготовки специалистов с учетом требований профессиональных стандартов;
- Системное отслеживание трудоустройства выпускников;
- Участие в проведении конкурсов профессионального мастерства и ведение регионального реестра победителей;
- Проведение конкурсов профильных мастеров.
Восьмая группа направлений деятельности:
- Организация обмена опытом, поддержка конкурсов, соревнований, олимпиад;
- Распространение инновационных результатов деятельности, достигнутых в учреждениях профессионального образования;
- Широкое использование средств массовой информации для освещения совместной деятельности.
Девятая группа направлений деятельности:
- Привлечение внебюджетных средств за счет:
- исполнения целевого заказа на подготовку;
- заказов граждан на образовательные услуги дополнительного профессионального образования.
Для достижения поставленной цели и решения задач, определенных направлениями деятельности, РЦ «ВРК», на основе проведенного мониторинга потребности строительного рынка в квалифицированных рабочих строительных профессий, разработаны и лицензированы учебные программы ускоренной подготовки (до шести месяцев) специалистов строительных профессий по направлениям:
№№ | Код | Рабочая профессия | Продолжительность обучения | ||
Профессиональная подготовка новых рабочих |
Профессиональная переподготовка | Повышение квалификации | |||
1 | 19861 | Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования | 2 месяца – 320 часов | 1 месяц – 160 часов | 2 недели – 80 часов |
2 | 11121 | Арматурщик | 2 месяца – 320 часов | 1 месяц – 160 часов | 2 недели – 80 часов |
3 | 12680 | Каменщик | 2 месяца – 320 часов | 1 месяц – 160 часов | 2 недели – 80 часов |
4 | 13201 | Кровельщик по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов | 2 месяца – 320 часов | 1 месяц – 160 часов | 2 недели – 80 часов |
5 | 19727 | Штукатур | 2 месяца – 320 часов | 1 месяц – 160 часов | 2 недели – 80 часов |
6 | 13450 | Маляр | 2 месяца – 320 часов | 1 месяц – 160 часов | 2 недели – 80 часов |
7 | 14612 | Монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций | 2 месяца – 320 часов | 1 месяц – 160 часов | 2 недели – 80 часов |
8 | 15220 | Облицовщик-плиточник | 2 месяца – 320 часов | 1 месяц – 160 часов | 2 недели – 80 часов |
9 | 15643 | Оператор котельной | 2 месяца – 320 часов | 1 месяц – 160 часов | 2 недели – 80 часов |
10 | 16671 | Плотник | 2 месяца – 320 часов | 1 месяц – 160 часов | 2 недели – 80 часов |
11 | 18897 | Стропальщик | 2 месяца – 320 часов | 1 месяц – 160 часов | 2 недели – 80 часов |
12 | 11196 | Бетонщик | 2 месяца – 320 часов | 1 месяц – 160 часов | 2 недели – 80 часов |
13 | 12531 | Изолировщик на термоизоляции | 2 месяца – 320 часов | 1 месяц – 160 часов | 2 недели – 80 часов |
14 | 19806 | Электромонтажник по освещению и осветительным сетям | 2 месяца – 320 часов | 1 месяц – 160 часов | 2 недели – 80 часов |
15 | 13057 | Контролер сварочных работ | 2 месяца – 320 часов | 1 месяц – 160 часов | 2 недели – 80 часов |
16 | 19756 | Электрогазосварщик | 2 месяца – 320 часов | 1 месяц – 160 часов | 2 недели – 80 часов |
17 | 13203 | Кровельщик по стальным кровлям | 2 месяца – 320 часов | 1 месяц – 160 часов | 2 недели – 80 часов |
18 | 16199 | Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин | 2 месяца – 320 часов | 1 месяц – 160 часов | 2 недели – 80 часов |
19 | 19906 | Электросварщик ручной сварки | 2 месяца – 320 часов | 1 месяц – 160 часов | 2 недели – 80 часов |
20 | 11140 | Асфальтобетонщик | 2 месяца – 320 часов | 1 месяц – 160 часов | 2 недели – 80 часов |
21 | 11620 | Газосварщик | 2 месяца – 320 часов | 1 месяц – 160 часов | 2 недели – 80 часов |
22 | 14621 | Монтажник санитарно-технических систем и оборудования | 2 месяца – 320 часов | 1 месяц – 160 часов | 2 недели – 80 часов |
23 | 18346 | Сварщик пластмасс | 2 месяца – 320 часов | 1 месяц – 160 часов | 2 недели – 80 часов |