ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ"

О развитии системы профессионального образования (полная версия)
 

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал принятый 21 декабря 2012 года Государственной Думой и одобренный 26 декабря 2012 года Советом Федерации федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». О том, какие изменения произойдут в системе кадрового обеспечения строительной отрасли, рассказывает ректор НОУ ДПО «Северо-Кавказский институт повышения квалификации кадров строительного и жилищного комплекса» (в тексте – Институт), членом Комитетов Национального объединения строителей по профессиональному образованию и по развитию системы подготовки рабочих кадров Запир Акаев.

 

– Запир Хайрутдинович, насколько важно принятие этого закона и позволит ли он модернизировать систему образования в целом?

 

- Новый документ заменит два базовых закона - "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", которые были приняты в 1992 и 1996 годах соответственно и принятие единого закона можно рассматривать как шаг к созданию Образовательного кодекса.

 

В целом Федеральный закон представляет собой единый комплексный нормативный правовой акт, обеспечивающий регулирование общественных отношений в сфере образования с учётом видов, уровней, форм получения образования, а также потребностей и интересов обучающихся. Документом регулируются правовой статус образовательных организаций и порядок осуществления их деятельности, значение федеральных государственных образовательных стандартов, порядок приёма в образовательные учреждения, разработки и реализации образовательных программ. Устанавливаются уровни общего и профессионального образования. Кроме того, регулируются вопросы получения дополнительного образования и профессионального обучения.

 

Однако есть и множество проблем, которые принятый закон не решает. В частности, он не позволяет вводить новые экономические механизмы в систему образования напрямую, он не работает на развитие системы образования, потому что не вводит, по сути, ни одной нормы «на перспективу».

 

- Ваш Институт специализируется на дополнительном профессиональном образовании. Какие изменения претерпела система ДПО?

 

- Да, действительно, цель деятельности Института – осуществление дополнительного профессионального образования, содействие в оказании помощи предприятиям и организациям, отдельным гражданам в вопросах подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации в области строительства и жилищного комплекса. Обсуждаемый Федеральный закон вводит понятие дополнительного профессионального образования и прописывает механизмы её реализации. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки), содержание которых должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. А потому считаем важным решить на государственном уровне вопросы о скорейшей разработке профессиональных стандартов и федеральных государственных требований к системе дополнительного образования. Принципиально важно, чтобы в разработке профессиональных стандартов принимали участие и работодатели, и бизнес, и профсоюзы.

 

Положительную роль в обеспечение качества образовательных услуг должна сыграть ст. 96 Закона, согласно которой организациям, осуществляющим образовательную деятельность, теперь необходимо получать общественную и профессионально-общественную аккредитацию в различных российских и международных организациях, в том числе организуемых работодателями и их объединениями на предмет признания качества и уровня подготовки выпускников, соответствия ими требованиям профессиональных стандартов и требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля, обеспечивая при этом полную открытость процедур и результатов аккредитации.

 

- Запир Хайрутдинович, насколько остро сегодня стоит кадровый вопрос для строительной отрасли?

 

– Повышение профессионального уровня специалистов всегда являлось одной из главных задач совершенствования строительной отрасли. Особое значение оно приобрело в последнее время, когда с введением института саморегулирования в строительстве резко возросли требования к качеству строительных работ. Кадровая ситуация в строительной отрасли, на первый взгляд, выглядит беспроблемной: специалистов-строителей разного уровня, образования и квалификации много, и казалось, не должно быть трудностей в том, чтобы собрать нужную команду для реализации имеющихся проектов. Однако эта задача решается отнюдь не так просто. В настоящее время сложно найти строительную компанию, которая не сталкивается с проблемой нехватки квалифицированных кадров. И, безусловно, в этой ситуации первостепенное значение приобретает повышение квалификации. Знания и навыки большинства строителей на сегодняшний момент не отвечают современным требованиям. И если раньше необходимость в дополнительном обучении затрагивала узких специалистов, то теперь это касается персонала всех уровней. Работники строительных организаций и предприятий – члены СРО для получения Свидетельства о допуске к определенным видам работ должны иметь соответствующее профильное образование и проходить курсы повышения квалификации с проведением аттестации. При отсутствии в организации обученных (прошедших повышение квалификации) и аттестованных специалистов, необходимых для выполнения заявленных видов строительных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выполнение этих работ запрещается.

 

- Как Вы оцениваете состояние системы повышения квалификации и аттестации в строительной отрасли?

 

- Система повышения квалификации и аттестации – это не одна, а две разные системы. повышение квалификации– вид дополнительного профессионального образования, направленный на обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Аттестация – проверка знаний, необходимых для осуществления видов строительных работ по группам видов и соответствия профессионального уровня руководителей и специалистов занимаемой должности с последующей выдачей квалификационного аттестата.

 

И та, и другая системы в строительной отрасли существуют. Необходимость скорейшей адаптации строительной отрасли к требованиям федерального законодательства в области саморегулирования в строительстве, потребовало реанимации работы по повышению квалификации и аттестации специалистов строительной отрасли, но уже на новой основе, по новым принципам. Совершенствование методологии повышения квалификации и аттестации руководителей и специалистов – одно из приоритетных направлений деятельности Национального объединения строителей. Для реализации этих задач Национальным объединением строителей разработаны унифицированные «Типовые учебные программы повышения квалификации в интересах обеспечения допуска к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства, в том числе на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах», положение «О Единой системе аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса», сформирован единый реестр образовательных учреждений, ответственных за реализацию этих программ.

 

Сегодня существует большое количество образовательных учреждений, которые предлагают программы повышения квалификации по самым различным направлениям. Однако нельзя однозначно утверждать, что они в полной мере выполняют свою функцию – действительно повышают уровень квалификации специалистов отрасли. Это вызвано целым рядом причин, таких, как предвзятое отношение к повышению квалификации самих строительных организаций, несовершенство образовательных программ, отсутствие «уверенности в завтрашнем дне» - то есть отсутствие объемов подрядных работ и, как следствие, отсутствие финансовых средств на подготовку кадров.

 

В то же время Национальное объединение строителей ведет активную работу и по совершенствованию системы повышения квалификации, и по формированию системы профессиональной аттестации, и по субсидированию части расходов, направляемых субъектами малого предпринимательства на подготовку кадров. В строительной отрасли вопросы образования и квалификации специалистов напрямую связаны с качеством строительства. Именно поэтому немалое внимание в работе саморегулируемых организаций уделяется сфере повышения квалификации и аттестации.

 

- Какую роль Вы отводите своему Институту в подготовке кадров для нужд строительной отрасли Республики?

 

- Институт аккредитован Национальным объединением строителей в качестве образовательного учреждения, реализующего образовательные программы повышения квалификации, Центра тестирования руководителей и специалистов строительной отрасли для целей аттестации и базового регионального Ресурсного центра по подготовке рабочих кадров строительных специальностей. В своей деятельности Институт тесно сотрудничает с Комитетами Национального объединения строителей, с Комитетом по поддержке малого и среднего предпринимательства при Правительстве Республики Дагестан, с саморегулируемыми организациями, многими фирмами и организациями Республики Дагестан, других субъектов СКФО, осуществляющими строительно-монтажные работы.

 

Отличительная особенность деятельности Института -  оперативное реагирование на  изменения в законодательном и нормативном обеспечении строительной отрасли, учет этих изменений при разработке учебных программ и курсов. Строительная отрасль в настоящее время функционирует в условиях саморегулирования, однако, ни один вуз сегодня не готовит таких специалистов для работы в саморегулируемых организациях. В настоящий момент отсутствуют учебные пособия, раскрывающие нынешнее состояние строительной отрасли, а также освещающие вопросы технического регулирования и саморегулирования. Имеющиеся учебники, по сути, изданы ещё в конце прошлого века. Институт имеет тесные контакты с Комитетами Национального объединения строителей и располагает современной нормативной базой строительства.

 

Институт включен в Реестр аккредитованных организаций министерства труда и социального развития РФ, оказывающих услуги в области охраны труда. Сегодня сотрудники Института в тесном взаимодействии с саморегулируемыми организациями и практикующими специалистами строительной сферы разрабатывают программы, отвечающие новым требованиям нормативных документов безопасности в строительной отрасли, и проводят курсы повышения квалификации и аттестацию специалистов в рамках саморегулирования в области архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, энергетических обследований, охраны труда и многим другим направлениям.

 

- До сих пор рассматриваемые вопросы касались, так или иначе, инженерно – технических и линейных работников. А как обстоят дела с подготовкой рабочих кадров?

 

- Строительной отрасли нужны уже не просто рабочие, а высококвалифицированные рабочие строительных специальностей с соответствующим документальным подтверждением уровня компетентности. Совершенно очевидно, что в сложившейся ситуации какое-либо массовое реформирование учреждений начального и среднего профессионального образования является бесперспективным и не способно принести значимых результатов в обозримой перспективе. Выходом из сложившейся ситуации может послужить создание системы специализированных ресурсных центров, представляющих собой инновационные образовательные учреждения нового поколения, оснащенные современной учебно-производственной базой и обеспечивающие высококачественную профессиональную подготовку рабочих строительных специальностей с использованием новейших образовательных программ и технологий. Подобные ресурсные центры на протяжении многих лет успешно функционируют в Германии и Финляндии, обеспечивая неизменно высокое качество подготовки специалистов-рабочих.

 

Понимая значимость обозначенных проблем, НП СРО «Гильдия строителей СКФО» и ОАО «ЧиркейГЭСстрой» при поддержке НП СРО «Союз строителей Республики Дагестан», НП СРО «Межрегиональное объединение строителей Альянс» (Чеченская Республика) инициировали создание Ресурсного центра «Высшая рабочая квалификация» на базе Северо-Кавказского института повышения квалификации кадров строительного и жилищного комплекса. Он будет готовить высококвалифицированных рабочих строительных профессий по 16 специальностям, и проводить сертификацию их квалификации.

 

Решением Совета Национального объединения строителей Ресурсный центр «Высшая рабочая квалификация», одним из первых в России, определен как базовый ресурсный центр по подготовке квалифицированных кадров в Северо-Кавказском федеральном округе.

 

- Вы верите в успешное развитие ресурсных центров в регионах?

 

- Создание и развитие ресурсных центров должно основываться на четких принципах, из которых главный – объединение и концентрация различных ресурсов, в том числе в форме государственно-частного партнерства, для организации высококачественного профессионального образования. Необходимо детально проработать и вопрос о конкретных формах партнерства бизнеса и образования, позволяющих работодателю реально влиять на качество подготовки специалистов, организацию учебного процесса и производственной практики, оказывать образовательным учреждениям профессионального образования финансовую и материальную помощь.

 

Принимая во внимание все вышеизложенное, полагаем, что создание ресурсных центров является объективной необходимостью, велением времени и что именно они смогут взять на себя решение части проблем образовательной среды. Создание и развитие ресурсного центра «Высшая рабочая квалификация» нами рассматривается как пилотный проект. В случае успеха реализации проекта на практике, необходимо будет развивать в Республике сеть ресурсных центров для решения задач кадрового обеспечения «Стратегии социально экономического развития РД-2025». Впоследствии, при успешной реализации проекта, можно будет развить тему трудоустройства подготовленных молодых специалистов (обладающих необходимыми навыками, знаниями, умениями и подтверждающими компетентность документами) в регионах, ощущающих серьезную нехватку рабочей силы.

 

Газета "Дагестанская правда"

nike flex contact boys shoes gray - Nike Air Force 1 Shadow Cashmere/Pale Coral - Pure Violet CI0919 - 700 | nike kd 7 ext long tail black line for sale - 401 – Ietp - New Air Jordan 1 High OG OSB DIAN Blue Chill Sorrowful CD0463