Примите искренние поздравления с праздником разговения– Ураза-байрам. Этот праздничный день знаменует собой окончание месяца Рамадан – месяца милости и прощения. Праздник Ураза-Байрам принято отмечать добрыми делами, проявляя заботу и сострадание к нуждающимся в помощи и поддержке. Пусть же светлые помыслы и добрые устремления этих дней, дела милосердия и благотворительности укоренятся в наших сердцах и станут нашими верными и надежными спутниками. В эти светлые праздничные дни хочу пожелать всем радостного настроения. Да примет Аллах наши посты и молитвы и ниспошлет нам свою милость! Искренне желаю всем здоровья, счастья и мира! Успехов во всех добрых начинаниях и благих делах!
Национальное объединение строителей уделяет большое внимание вопросам подготовки квалифицированных кадров, а также помощи организациям малого бизнеса, работающим в строительстве. Для этого была разработана и успешно реализуется Программа поддержки субъектов малого предпринимательства в подготовке кадров.
30 мая 2013 года было объявлено о проведении открытого конкурса среди образовательных учреждений на право заключения договоров софинансирования Национальным объединением строителей подготовки кадров субъектов малого предпринимательства. Конкурсные условия были размещена на сайте Национального объединения строителей.
02 июля 2013 года состоялось заседание Конкурсной Комиссии, на котором были рассмотрены поступившие заявки от образовательных учреждений (всего 667 заявок) и определены победители по 88 лотам. В соответствии с частью 5 ст. 447 ГК РФ конкурс по лоту в г. Улан-Удэ признан несостоявшимся, поскольку на него поступила всего 1 заявка от образовательных учреждений.
По Северо-Кавказскому Федеральному округу победителями стали 4 образовательные учреждения Северо-Кавказского федерального округа, в числе которых НОУ ДПО "Северо-Кавказский институт повышения квалификации кадров строительного и жилищного комплекса"(г. Махачкала).
1
Ставрополь
НОУ "Учебно-курсовой комбинат"
2
Махачкала
НОУ ДПО «Северо-Кавказский институт повышения квалификации кадров строительного и жилищного комплекса» - СКИПКК
3
Нальчик
НОУ ДПО «Северо-Кавказский институт повышения квалификации кадров строительного и жилищного комплекса» - СКИПКК
В том, что квалифицированные рабочие кадры для строительной отрасли необходимо готовить в кратчайшие сроки, не сомневается никто. В разных странах для этого разработаны самые разнообразные механизмы: от глобальных учебных центров, как в Финляндии, до законодательно установленного сбора на подготовку кадров с каждой строительной организации, как в Германии. В России этот процесс пока никем, кроме документов Минобразования, не регулируется.
Каспийский завод листового стекла – один из крупнейших частных инвестиционных проектов не только в республике, но и во всей стране. Мощность первой очереди предприятия составит 600 тонн листового стекла в сутки. В нем заложены самые современные технологии стекольной индустрии. Сдача объекта намечена на август 2013 года – тогда должно выйти с конвейера первое стекло.
Современное, высокотехнологичное предприятие, как основу для успешной деятельности, в первую очередь рассматривает безопасные условия труда. Чтобы люди всевозможно были защищены от производственных рисков, руководство завода основное внимание уделяет подбору и подготовке кадров – специалистов, которые должны будут освоить это высокотехнологичное производство и обеспечить безопасность жизни и здоровья людей.
В этих целях между Каспийским заводом листового стекла и Северо-Кавказским институтом повышения квалификации кадров строительного и жилищного комплекса (СКИПКК) был заключен договор на оказание образовательных услуг различной тематической направленности.
В рамках этого договора с 02 апреля по 26 апреля 2013 года обучение в институте прошла первая группа руководителей и специалистов завода. По программам: «Охрана труда» и «Обучение методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве» - 21 человек, а по курсу: «Промышленная безопасность» для предаттестационной подготовки руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» - 15 человек. Все они успешно прошли итоговую аттестацию и им выданы документы, установленного образца.
В одном из своих выступлений генеральный директор завода Джереми Мартин Тиндалл сказал: «Если два года назад мы говорили о процессе строительства и технологиях завода, то сегодня мы будем говорить о людях, которые на нем должны работать. Можно потратить все деньги мира, но если мы ошибемся с подбором персонала, проект окажется провальным. Это очень важный этап, который также потребует серьезных инвестиций. Нас интересует персонал разного уровня образования. И что самое важное, наша компания будет заниматься подготовкой кадров».
Это пример современного и ответственного подхода к решению главной задачи любой отрасли экономики - это специалисты, люди, которые должны будут осваивать такие инновационные и высокотехнологичные производства.
Марат Акаев – руководитель Центра охраны труда и АРМУТ СКИПКК
С Днем охраны труда поздравляем! Пусть он напомнит о многом всем нам, ведь порою азы забываем, чтобы был в безопасности сам. Желаем здоровья крепкого, успехов во всем, любви, уважения, богатства в ваш дом. Пусть работа лишь радость приносит, вдохновляет, влечет и зовет вас вперед, сохранятся здоровье и силы навеки – ведь Береженого Бог бережет!
Согласно статье 217 Трудового кодекса Российской Федерации в организации, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Служба охраны труда в организации создается в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность.
Под понятием «Производственная деятельность», согласно ст.209 Трудового кодекса Российской Федерации, понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности или оказываемых услуг.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда - их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
Соответственно, у службы охраны труда (отдела, бюро или отдельного специалиста) должны быть документы, регламентирующие ее деятельность по охране труда, должна быть составлена номенклатура документов для их систематизации, правильного хранения и утилизации по мере окончания сроков хранения.
На основании требований законодательства Российской Федерации, межотраслевых и отраслевых Правил, инструкций, рекомендаций, стандартов, положений можно определить перечень документации, которая должна разрабатываться и оформляться при проведении работ по охране труда.
Приведенный перечень документов можно как сократить, так и расширить с учетом специфики организации.
I. Примерный перечень документации по организации работы по охране труда:
1) комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации (к каждому разделу приведены нормативные правовые акты для всех отраслей экономики);
2) план мероприятий по охране труда на текущий год;
3) положение о системе управления охраной труда (положение об организации работы по охране труда на предприятии);
4) коллективный договор, раздел коллективного договора по охране труда;
5) штатное расписание;
6) правила внутреннего трудового распорядка;
7) должностная инструкция инженера по охране труда;
8) должностные инструкции должностных лиц с распределением функций и обязанностей по обеспечению охраны труда в организации между структурными подразделениями, руководителями и специалистами;
9) предписания государственных надзорных органов;
10) смета расходов на мероприятия по улучшению условий труда;
11) план помещений с планом размещения техники, оборудования, инструментов;
12) акты проверки состояния охраны труда;
13) предписания по устранению выявленных нарушений требований охраны труда;
Положения о:
14) службе охраны труда;
15) кабинете охраны труда, стенде, уголке охраны труда;
16) порядке проведения обучения, проведения инструктажей, стажировки;
17) порядке производства работ в условиях повышенной опасности;
18) порядке проведения административно-общественного контроля за состоянием условий и охраны труда (создание комитета, комиссии по охране труда, избрание/ назначение уполномоченных (доверенных) лиц);
19) порядке проведения Дня охраны труда;
20) об обеспечении безопасности дорожного движения (организация предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей и пр.);
Приказы о/об:
21) утверждении перечня локальных актов по охране труда (приложение 3);
22) приеме на работу инженера или специалиста по охране труда;
23) возложении обязанностей инженера по охране труда на одного из работников организации или заключение договора на проведение работ по охране труда (в случае отсутствия инженера по охране труда);
24) введении в действие Положения об организации работы по охране труда;
25) создании службы (отдела) охраны труда, положение об отделе;
26) создании совместного комитета по охране труда;
27) утверждении положения о комитете, комиссии по охране труда;
28) создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда;
Программы:
29) перспективная программа мероприятий (с учетом обучения по охране труда 1 раз в 3 года, аттестации рабочих мест – 1 раз в 5 лет, пересмотра инструкций - 1 раз в 5 лет, объемов финансирования, источников финансирования);
30) производственного контроля за состоянием охраны труда в организации;
Протоколы:
31) заседания комиссий по охране труда;
32) избрания уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда;
Основание:
- Трудовой кодекс Российской Федерации;
- ГОСТ 12.0.010 – 2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков»;
- ГОСТ Р 12.0.009-2009 «Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению»;
- ГОСТ 12.0.007.2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию»;
- ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования»;
- Приказ Минздравсоцразвития России от 1.03.2012 г. N 181н «Об утверждении типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков»;
- Приказ Минэкономразвития РК от 22.10.2007 г. N 323 «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке раздела «Условия и охрана труда коллективного договора организации и индивидуального предпринимателя»;
- Постановление Исполнительного комитета ФНПР от 26.09.2007 г. N 4-6 «О Методических рекомендациях по организации наблюдения (контроля) за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами профессиональных союзов»;
- Постановление Исполнительного комитета ФНПР от 18.10.2006 г. N 4-3 «О типовом положении об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза»;
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2006 г. № 413 «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда»;
- Постановление Минтруда РФ от 22.01.2001 г. N 10 «Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организации»;
- Постановление Минтруда РФ от 17.01.2001 г. № 7 «Об утверждении рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда»;
- Постановление Минтруда РФ от 08.02.2000 г. № 14 «Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации»;
- Постановление Минтруда Российской Федерации от 21.08.1998 г. № 37 «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих»;
- Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;
- Постановление Минтруда РФ от 08.04.94 г. № 30 «Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива»;
II. Примерный перечень документации по организации обучения:
33)договор об обучении руководителя организации, специалиста по охране труда, членов комитетов, комиссий, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда с учебной организацией, имеющей лицензию, прошедшей аккредитацию в установленном порядке;
34)протоколы проверки знаний при проведении обучения на предприятии;
35)положение о стажировке вновь принятых работников;
36) личная карточка учета прохождения обучения работника (заполняется отделом кадров, службой охраны труда);
37) удостоверения;
Графики:
38) проверки знаний;
39) проведения обучения;
40) проведения инструктажей;
Перечень:
41) работников, проходящих обучение и проверку знаний по охране труда в учебных организациях;
42) работников, которые должны проходить стажировку;
43) работников, освобожденных от первичного и повторного инструктажа на рабочем месте, но проходящих обучение и проверку знаний по охране труда на предприятии или в учебных организациях;
44) инструкций по охране труда по профессиям или видам работ;
45) вопросов для обучения (учебный план, расписание);
46) вопросов проверки знаний по охране труда;
Приказы о:
47) проведении обучения на предприятии (отдельно для инженерно-технических работников (ИТР), административно – управленческого персонала (АУП), рабочего, обслуживающего персонала);
48) направлении на обучение работников предприятия в учебную организацию;
49) проведении, прохождении стажировки;
50) назначении лиц, под руководством которых проходят стажировку вновь принятые работники;
51) создании комиссии по проверке знаний при проведении обучения на предприятии (отдельно для инженерно-технических работников (ИТР) под председательством главного инженера, административно – управленческого персонала (АУП), рабочего, обслуживающего персонала - под председательством руководителя работ);
52) пересмотре инструкций;
53) продлении срока действия инструкции;
Программы:
54) вводного инструктажа;
55) первичных инструктажей на рабочих местах;
56) обучения безопасным приемам труда;
57) обучения оказанию доврачебной помощи пострадавшим на производстве;
58) обучения по электробезопасности;
59) обучения по пожаробезопасности;
Инструкции:
60) вводного инструктажа;
61) по охране труда по профессиям, должностям, по видам работ;
62) по электробезопасности;
63) по пожаробезопасности;
64) по оказанию доврачебной помощи пострадавшим на производстве;
Журналы:
65) регистрации вводного инструктажа;
66) регистрации инструктажа на рабочем месте;
67) учета инструкций по охране труда;
68) учета выдачи инструкций по охране труда;
69) учета выдачи документации по охране труда;
70) учета выдачи распоряжений (допуска к самостоятельной работе, стажировок, закрепления ответственных лиц и т.д.;
Основание:
- Трудовой кодекс Российской Федерации, ст.212, 214, 219, 225;
- Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 г. № 1/29 «Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»;
- Постановление Минтруда РФ от 17.12.2002 г. № 80 «Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда»;
- ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ «Организация обучения безопасности труда»;
- Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 г. N 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»;
- Приказ Госэнергонадзора Минэнерго России «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей» от 13.01.2003 г. № 6;
III. Примерный перечень документации по организации аттестации рабочих мест:
71) график проведения аттестации рабочих мест;
72) копия договора с аттестующей организацией;
73) карты, ведомости и другие материалы по аттестации рабочих мест;
74) копии сертификатов соответствия на СИЗ;
75) план мероприятий по улучшению условий труда;
Приказы о:
76) проведении аттестации рабочих мест;
77) создании комиссии по аттестации рабочих мест;
78) завершении аттестации рабочих мест;
Перечень:
79) рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда;
81) профессий и должностей работников, занятых на работах с вредными условиями труда, которым положена выдача молока и (или) лечебно-профилактического питания;
82) профессий и должностей работников, занятых на работах с вредными условиями труда, которым предоставляются льготы и компенсации;
83) профессий и должностей работников, занятых на работах с вредными условиями труда, которым положен дополнительный отпуск;
84) профессий и должностей работников, занятых на работах с вредными условиями труда, которым положен сокращенный рабочий день;
85) профессий и должностей работников, занятых на работах с вредными условиями труда, которым положена льготная пенсия;
86) профессий и должностей работников, получающих смывающие и обеззараживающие средства;
87) выдаваемых СИЗ;
88) инструкций по охране труда, с указанием номера и даты утверждения;
89) технологические карты выполнения работ (описание операций, нормы времени на выполнение всех операций);
Протоколы:
90) измерений вредных производственных факторов;
91) оценки напряженности и тяжести производственных процессов;
92) травмобезопасности рабочих мест;
93) оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты;
Основание:
- Трудовой кодекс Российской Федерации, ст.212, 212-1, 219-220, 222-224;
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»;
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 10.02.2012 N 113н «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»;
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами»;
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 45н «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов»;
- Постановление Правительства РФ от 13.03.2008 N 168 «О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов»;
- Руководство Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда»
- ГН 2.2.5.1313-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны»;
- СанПиН 2.2.2.1332-03.2.2.2 «Гигиена труда. Технологические процессы, сырье, материалы и оборудование, рабочий инструмент. Гигиенические требования к организации работы на копировально-множительной технике. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»;
- СП 2.2.1.1312-03.2.2 «Гигиена труда. Проектирование, строительство реконструкция и эксплуатация предприятий. Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий. Санитарно-эпидемиологические правила»;
- СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве»;
- СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки»;
- СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»;
- Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
- Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3.10.1986 № 387-22/78 «Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядка применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда»;
- ГОСТ 12.2.049-80 «ССБТ. Оборудование производственное. Общие эргономические требования»; а также иные СанПиНы, СниПы, ГОСТы в соответствии со спецификой деятельности организации»;
- ГОСТ 12.2.032-78 «ССБТ. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования»;
- Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда»;
IV. Примерный перечень документации по эксплуатации средств индивидуальной защиты (СИЗ):
94) личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты*;
95) протоколы испытаний средств защиты;
96) сертификаты на СИЗ;
97) заявки непосредственных руководителей работ или руководителей обособленных структурных подразделений о выдаче сверхнормативных СИЗ;
98) инструкции по правильному применению отдельных видов СИЗ (страховочных поясов, самоспасателей и др.);
101) договор на утилизацию СИЗ по окончании срока эксплуатации при наличии загрязнения высокотоксичными веществами;
Акты:
102) испытания и проверки исправности СИЗ;
103) о списании СИЗ в связи с истечением нормативных сроков носки;
104) о пригодности СИЗ к дальнейшему использованию;
105) о выбытии из оборота СИЗ, пришедших в негодность до окончания срока носки;
Приказы о/об:
106) утверждении перечня локальных нормативов обеспечения СИЗ, с указанием сроков пользования;
107) выдаче СИЗ;
108) замене одного вида СИЗ на другой - согласно коллективному договору;
Перечень:
109) бесплатно выдаваемой специальной одежды, специальной обуви и др. средств индивидуальной защиты согласно типовым отраслевым нормам**;
Журналы:
110) учета выдачи дежурных СИЗ;
Примечания:
* карточка оформляется на каждого работника, при получении СИЗ работник расписывается в карточке;
** составляется на основе действующих норм и включается приложением в коллективный договор.
Основание:
- Трудовой кодекс Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Налоговый кодекс Российской Федерации;
- МР 2.2.8.0017-10. 2.2.8. Методические рекомендации «Гигиена труда. Средства коллективной и индивидуальной защиты. Режимы труда и отдыха работающих в нагревающем микроклимате в производственном помещении и на открытой местности в теплый период года» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 28.12.2010);
- Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н «Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»;
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 1.10.2008 N 541н «Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, или связанных с загрязнением»;
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 20.04.2006 N 297 «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированной специальной сигнальной одежды повышенной видимости работникам всех отраслей экономики»;
- Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 30 июня 2003 г. N 261 «Об утверждении Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках».
- ОСТ 10 286-2001 «Санитарная одежда для АПК. Нормы обеспечения. Правила применения и эксплуатации»;
- Постановление Минтруда РФ от 31.12.1997 N 70 (ред. от 17.12.2001) «Об утверждении Норм бесплатной выдачи работникам теплой специальной одежды и теплой специальной обуви по климатическим поясам, единым для всех отраслей экономики (кроме климатических районов, предусмотренных особо в Типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам морского транспорта; работникам гражданской авиации; работникам, осуществляющим наблюдения и работы по гидрометеорологическому режиму окружающей среды; постоянному и переменному составу учебных и спортивных организаций Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО)»;
- Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94» (вместе с «ОК 016-94. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов») (дата введения 01.01.1996);
- СНиП 2.09.04-87 «Строительные нормы и правила. Административные и бытовые здания»;
- Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты - ряд постановлений Минтруда, Минздравсоцразвития РФ;
- Методические рекомендации по обеспечению работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, 2011 г.; www.econom.rkomi.ru.
V. Примерный перечень документации по организации прохождения медицинских осмотров:
111) сведения о состоянии здоровья работников, об имеющихся профзаболеваниях;
112) график проведения периодических медицинских осмотров (составляется отделом кадров при непосредственном участии руководителей подразделений);
113) заключительный акт о прохождении периодического медосмотра, выданный медучреждением;
Приказы:
114) о прохождение предварительного при поступлении на работу и периодических медосмотров согласно перечня контингента, подлежащего прохождению медосмотра.
Перечень:
115) контингента работников, подлежащего прохождению медосмотра при приёме на работу и периодическому медосмотру (приложение 3);
116) контингента работников, подлежащего прохождению медосмотра в центрах проф. патологии и других медицинских организациях, имеющих лицензии на экспертизу проф.пригодности и экспертизу связи заболевания с профессией (1 раз в 5 лет) (приложение 5).
Основание:
- Трудовой кодекс Российской Федерации, 212, 213;
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.04.2011 г. N 295н «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы»;
- СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»;
- Постановление Правительства РФ от 15.12.2000 N 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний». Применяется в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ,
- СанПиН 2.2.0.555-96 « Гигиенические требования к условиям труда женщин. Санитарные правила и нормы»;
- СанПин 4616-88 «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей»;
-----------------------------------------------
Примечания: согласно СанПин 4616-88, п. 5.3. Запрещается привлекать к сверхурочным работам и устанавливать продолжительность рабочей смены более 10 ч:
- водителям со стажем вождения автомобиля менее трех лет;
- в возрасте свыше 55 лет;
- часто и длительно болеющим (3 и более раза в году, длительность одного случая утраты трудоспособности 30 и более дней), допущенным медицинскими водительскими комиссиями к управлению автотранспортными средствами в виде исключения.
VI. Примерный перечень документации по организации расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний
117) материалы расследования несчастного случая – памятка страхователя о перечне документов, предоставляемых в исполнительный орган страховщика (приложение 5);
118) объяснительная потерпевшего;
119) запрос в медучреждение о степени тяжести полученной травмы;
120) запрос в медучреждение об окончательном диагнозе по полученной травме (по мере выхода потерпевшего на работу);
121) больничные листы;
122) сопроводительные письма с описанием приложенных документов в филиал Фонда социального страхования Российской Федерации: по расследованию несчастного случая и по итогам расследования несчастного случая;
123) сообщение о последствиях несчастного случая на производстве по ф.8;
124) окончательный диагноз по заключению (справке) лечебного учреждения по ф. 316.
125) микротравм.
--------------------------
Примечания:
- при легком несчастном случае акт Н-1 готовится в 3х экземплярах: 1 экз. остается на предприятии, 1 экз.- пострадавшему, , 1 экз. в региональное управление ФСС;
- при тяжелом (групповом) несчастном случае материал готовится в нескольких экземплярах: 1 экз. остается на предприятии, по 1 экз. выдается пострадавшим, 1 экз.- в региональное управление ФСС, 1 экз. в прокуратуру, 1 экз. в инспекцию по труду и (или) в другие органы надзора, в зависимости от причины несчастного случая.
Основание:
- Трудовой кодекс Российской Федерации, 228-231;
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
- Федеральный закон от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 10.02.2012 N 113н «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»;
- Приказ от 24 апреля 2008 г. № 194н «Медицинские критерии определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека»;
- Приказ Минздравсоцразвития России от 24.02.2005 N 160 «Схемы определения степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве»;
- Приказ Роструда от 21.02.2005 г. № 21 «О порядке предоставления оперативных аналитических сведений о групповых несчастных случаях с тяжелыми последствиями и иных чрезвычайных происшествиях и о состоянии и причинах производственного травматизма»;
- Приказ Минздравсоцразвития от 15.04.2005 г. N 275 «О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве»;
- Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.10.2002 г. N 73;
- Постановление Правительства РФ от 15.12.2000 г. № 967 «Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний»;
- Приказ государственного комитета СССР по народному образованию от 1.10.1990 г. № 639 «О введении в действие положения о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе гособразования СССР»;
VII. Примерный перечень документации по обеспечению безопасной эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, техники, инструментов:
Журналы регистрации:
126) несчастных случаев на производстве;
127) непроизводственных несчастных случаев;
128) несчастных случаев с командированными в данную организацию, обучающимися (воспитанниками), студентами, проходящими практику (стажировку) на предприятии;
129) несчастных случаев с работниками подрядных организаций;
130) акты приемки, проверки, осмотра техники, оборудования, инструмента в эксплуатацию и (или) браковки;
153) по эксплуатации оборудования, техники, инструментов.
дополнительно
при эксплуатации электрооборудования,
тепловых энергоустановок, лифтов
1) удостоверения ИТР и элетротехнологического персонала о проверке знаний;
2) журнал проверки знаний по технической безопасности у неэлетротехнологического персонала с группой по электробезопасности I;
3) журналы регистрации протоколов и удостоверений;
4) журнал учета и содержания средств индивидуальной и коллективной защиты;
5) журнал испытаний СИЗ.
дополнительно
при эксплуатации транспорта
1) журнал учета выдачи путевых листов;
2) журнал выпуска на линию;
3) путевой лист;
4) журнал предрейсового медосмотра
5) положение об организации предрейсового медосмотра;
дополнительно
при эксплуатации лифтов, кранов, использовании ядохимикатов,
(СДЯВ сильно - действующие ядовитые вещества)
договор страхования риска ответственности
Основание:
- Трудовой кодекс Российской Федерации, ст.212, 215;
- Приказ Минэнерго РФ от 13.01.2003 г. N 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей»;
- Постановление Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 г. N 9 «Об утверждении правил безопасности систем газораспределения и газопотребления»;
- Постановление Госгортехнадзора РФ от 05.06.2003 г. N 60 «Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов»;
- Постановление Госгортехнадзора РФ от 11.06.2003 г. N 88 «Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов»;
- Постановление Госгортехнадзора РФ от 11.06.2003 г. N 90 «Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды»;
- Постановление Госгортехнадзора РФ от 11.06.2003 г. N 91 «Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением»;
- Приказ Минэнерго РФ от 24.03.2003 г. N 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок»;
- ПОТ РМ-008-99 «Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт)»;
- Постановление Госгортехнадзора РФ от 31.12.1999 г. N 98 «Об утверждении «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» (ПБ 10-382-00)
- Постановление Правительства РФ от 10.03.1999 г. N 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте»;
- ПОТ РО 14000-004-98 «Положение. Техническая эксплуатация промышленных зданий и сооружений»;
- СанПиН 2.2.2.540-96. 2.2.2 «Технологические процессы, сырье, материалы и оборудование, рабочий инструмент. Гигиенические требования к ручным инструментам и организации работ. Санитарные правила и нормы» (вместе с «Методикой ориентировочной оценки ожидаемых уровней звукового давления на рабочем месте (на расстоянии 1 м от контура оборудования) по уровням его звуковой мощности», «Правилами построения режимов труда для работающих с ручными инструментами»).
Осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек.
Очевидно, что в современных условиях нельзя обойтись без штатных специалистов в области охраны труда – один визит представителей Государственной инспекции труда может привести к составлению предписаний и, в худшем случае, выписке штрафа существенных размеров. И даже после посещения инспекции руководителю придется привлекать средства для организации работы по охране труда.
Как соблюсти все требования к охране труда на предприятии и при этом избежать существенных затрат на создание специальной службы? Мы рады предложить вам современное решение проблемы – аутсорсинг охраны труда.
Преимущества аутсорсинга охраны труда
Аутсорсинг охраны труда – это удобный и выгодный способ обеспечить предприятие соответствующей службой без больших денежных и трудовых затрат. Аутсорсинг представляет собой привлечение к организации работы по охране труда специалистов из сторонней компании. Профессиональные работники с профильными знаниями и обширным опытом работы возьмут на себя задачи по соблюдению требований трудового законодательства.
Аутсорсинг охраны труда позволит вам оптимизировать расходы и сконцентрировать ресурсы на достижение целей предприятия, не рискуя оказаться в неприятной ситуации в случае визита Государственной инспекции.
Сущность аутсорсинга охраны труда
Аутсорсинг охраны труда предполагает передачу функций специалиста или службы по охране труда предприятия под ответственность специализированной компании. Комплекс работ по аутсорсингу от НОУ ДПО «Северо-Кавказского института повышения квалификации кадров строительного и жилищного комплекса» предоставляется на основании договора, который гарантирует качественное профессиональное оказание услуги.
В рамках аутсорсинга охраны труда проводятся следующие работы:
- вводный инструктаж по охране труда;
- вводный инструктаж по пожарной безопасности;
- инструктаж по охране труда на рабочем месте;
- оформление необходимых журналов;
- регулярный пересмотр, учет и при необходимости переработка инструкций по охране труда и пожарной безопасности;
- периодические проверки с целью контроля функционирования системы управления охраной труда;
- мониторинг внутренних и внешних изменений, влияющих на охрану труда, принятие предупредительных мер (при необходимости);
- консультации в области охраны труда;
- консультации по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты;
- составление Программ мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- организация проведения периодического медицинского осмотра работников: составление контингента на прохождение периодического медосмотра, согласование поименного списка; согласование контингента и поименного списка с Представительством территориального управления Роспотребнадзора, подготовка приказа о прохождении периодического медосмотра работников, помощь в поиске поликлиники для проведения медосмотра и согласование результатов медосмотра с соответствующими надзорными органами.
В результате деятельности наших специалистов будут снижены риски несчастных случаев и обеспечена безопасность всех производственных процессов. Вы сможете быть уверены в неукоснительном соблюдении требований трудового законодательства и правильной организации работ по охране труда.
Абонентское обслуживание
Для наибольшей эффективности рекомендуем вам воспользоваться услугой абонентского сопровождения аутсорсинга охраны труда. Абонентское сопровождение представляет собой постоянный контроль эффективности системы охраны труда с внесением необходимых поправок и корректировок.
Стоимость услуги
Цена аутсорсинга охраны труба зависит от ряда факторов и рассчитывается исходя из типа, структуры и особенностей предприятия, характера производства, численности персонала, срока предоставления услуги, объема работ и преследуемых заказчиком целей.
Строительство – древнейшая отрасль экономики. Строительство первых городов началось более 10 000 лет назад, Многие археологические памятники, благодаря которым мы узнаем о прошлом человечества, – это древние строения, которые стоят до сих пор, хотя их возраст измеряется тысячами лет. Секреты строительного ремесла накапливались веками, бережно хранились и передавались из поколения в поколение, от мастеров к ученикам. Профессия «строитель» – одна из самых важных и почетных профессий и по сей день.
Строительство является одной из наиболее важных отраслей отечественной экономики. Её состояние во многом определяет уровень развития общества.
Потребность в стройке – естественна, она постоянно поддерживается запросами общества: людям необходимо жильё (в идеале наиболее комфортное и роскошное и при этом крайне дешёвое), необходимо размещение производств, учреждений, объектов торговли, энергетики, увеселений и спорта и т.д. И если указанные потребности для разных стран примерно одинаковы, то условия, в которых существует строительный процесс – значительно различаются.
Россия – огромная страна и на её территории представлено практически всё многообразие климатических условий, однако на основные территории накладывается, прежде всего, фактор холодных сезонов, усложняющий проектные решения и затрудняющий производство строительных работ. Иными словами, строить в России – непросто. Речь здесь не столько об особенностях национальной экономики, сколько о сравнительно жёстких природных условиях, сокращающих жизнь общепринятых в мире распространённых строительных материалов, и вынуждающих обращаться к сложным и дорогостоящим проектным решениям.
Процесс появления объекта строительства на свет, как правило, довольно продолжителен и сложен: вначале возникает потребность, затем финансовое и юридическое обоснование , появляется возможность привлечь команду ремесленников – архитекторов и конструкторов, и на заключительном этапе в дело вступают производители работ – строители.
Длительное время в России проводится реформирование правовой базы, касающейся управления процессами производства строительных работ. Проведение реформы обусловлено необходимостью создания благоприятных условий для функционирования и самоорганизации рыночных механизмов хозяйствования, которые не могут обеспечиваться и поддерживаться устаревшей системой государственной стандартизации
Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании» фактически свел на нет базу строительных норм и правил СССР, которая разрабатывалась на протяжении многих десятилетий и признавалась одной из лучших в мире. Замена системы государственных и отраслевых, технических стандартов и норм на обязательные для всех отраслей технические регламенты до сих пор не завершена.
В строительной отрасли России произошли кардинальные изменения. На российский строительный рынок пришли современные технологии, оборудование и материалы из развитых стран и в тоже время. дешевая, малообразованная рабочая сила из слабо развитых стран СНГ. На фоне бесконтрольности и правовой неопределенности погоня за прибылью при строительстве приводит к трагедиям.
Федеральным законом №148-ФЗ от 22 июля 2008 года приняты поправки в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ, предусматривающие механизм создания саморегулируемых организаций и перехода от лицензирования к саморегулированию в области строительной деятельности.
С 1 января 2009 года в Российской Федерации отменено лицензирование в строительной отрасли, а с 1 января 2010 года допуск строительных компаний на рынок осуществляется только через саморегулируемые организации СРО.
Таким образом, место лицензирования заняло саморегулирование, в лице саморегулируемых организаций - СРО, образуемых в форме некоммерческих партнерств (НП СРО), на которые возложены функции и полномочия по выдаче свидетельств (допуска СРО) о допуске к определенным видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе на особо опасные, технически сложные и уникальные объекты.
Экономические проблемы совершенствования системы управления строительным комплексом в условиях саморегулирования превращаются в важный фактор, определяющий развитие Российской Федерации на современном этапе.
Одним из основных направлений деятельности саморегулируемых организаций в соответствии с Федеральным Законом №315–ФЗ «О саморегулируемых организациях» (ст. 6) является организация профессионального обучения и аттестация работников членов саморегулируемой организации (СРО). Саморегулирование призвано для реализации двух основных задач: первая- повышение качества строительства, вторая – обеспечение безопасности.
Становится ясным, что для решения данных задач отрасль строительства в настоящее время остро нуждается в профессионально компетентных работниках, особенно в квалифицированных рабочих и специалистах.
Из-за дефицита квалифицированных рабочих строительные организации зачастую отказываются от использования новых эффективных технологий при производстве работ. Как результат, увеличенная доля ручного труда на стройках снижает производительность и эффективность труда, увеличивает сроки и стоимость возводимых объектов.
В связи с резким возрастанием требований к качеству строительных работ, чем характерен нынешний этап развития строительной отрасли, проблема обеспечения строительной отрасли квалифицированными кадрами приобретает острый характер.
Строительные организации должны понимать, что, не уделяя должного внимания подготовке, переподготовке и последующему повышению квалификации работников, они все больше и больше сталкиваются с дефицитом квалифицированных рабочих и специалистов. И необходимо отметить, что в этом направлении огромную работу выполняет Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ), объединившее в себе все саморегулируемые организации в строительной сфере и ставшее главным достижением российского строительного сообщества.
НОСТРОЙ стало не только фундаментом формирования современной системы технического регулирования в строительстве и деятельности саморегулируемых организаций, но и центром формирования системы подготовки и аттестации современных кадров. В этом аспекте НОСТРОЙ вводит Единую систему аттестации специалистов строительного комплекса (ЕСА), основанную на использовании современных интернет - технологий ,что обеспечивает независимую оценку уровня их знаний.
Обеспечение отрасли квалифицированными рабочими кадрами является одним из приоритетных направлений деятельности НОСТРОЙ, в доказательство, утвержденная Концепция ресурсных центров, включающая в себя создание на территории РФ сети ресурсных центров нового поколения - образовательных учреждений, осуществляющих профессиональное обучение, подготовку, переподготовку, повышение квалификации рабочих кадров в сфере строительства на основе передовых технологий и современной учебно-материальной базы.
Комитет по профессиональному образованию Национального объединения строителей формирует реестр сведений об образовательных учреждениях, реализующих программы дополнительного профессионального образования в сфере строительства.
Сегодня ВУЗы по инерции готовят специалистов по тем специальностям, которые сформировались много лет назад. А мир не стоит на месте, он постоянно меняется. И в этом аспекте необходимо тесное сотрудничество строительной отрасли с учебными заведениями, которые готовят специалистов.
Большое значение в обеспечении строительного рынка квалифицированными рабочими имеет организация Всероссийского конкурса «Строймастер», проходящего в последние два года под эгидой Национального объединения строителей.
Один из таких - открытый региональный Национальный конкурс российских строителей «Строймастер - 2012», прошел в г. Махачкала в « Северо-Кавказском институте повышения квалификации кадров строительного и жилищного комплекса» (СКИПКК) под эгидой Национального объединения строителей.
На повышенные требования к уровню профессиональной подготовки рабочих-строителей указывает тот факт, что России в 2012 году вступила в ВТО.
Присоединение к ВТО должно способствовать привлечению отечественных и иностранных инвестиций, без которых построение новой модели российской экономики невозможно. И здесь не обойтись без опыта зарубежных коллег в области профессионального строительного образования, (поскольку усилившаяся конкуренция даст толчок модернизации производства и существенно повысится спрос на квалифицированных специалистов.)
Наиболее интересен опыт зарубежных стран по организации систем профессионального образования, история которых богата и многогранна, а современное развитие отличается устойчивостью и эффективностью. Обращение к зарубежному опыту позволяет критически подходить к проблемам подготовки кадров в собственной стране, дает лучшее понимание путей совершенствования содержания и методов оценки качества профессионального образования, благоприятствует педагогическим инновациям.
Так, например, в Великобритании в настоящее время внесены все основополагающие изменения в систему квалификационных требований и образования для профессиональных рабочих, а полномочия по управлению системой переданы в руки негосударственных профессиональных объединений. Государство осуществляет только надзорную функцию и устанавливает общие критерии функционирования системы подготовки кадров и разработки квалификационных требований. В Великобритании в сфере строительства существует основная специализированная профессиональная ассоциация, которая наделена правом как разработки квалификационных требований, так и правом аккредитации учебных заведений для обучения в соответствии с утвержденными требованиями. Квалификационные требования представляют собой многоуровневую систему, которая зависит от количества часов обучения и стажировки, сложности предметов и опыта обучаемого. Квалификационные требования разделены на 8 уровней в зависимости от сложности и степени ответственности работ, которые будут выполняться после присвоения квалификации. Продолжительность обучения и стажировок непосредственно связаны с уровнем будущей присуждаемой квалификации. Разделение по уровням квалификаций производится соответственно сложности строительных работ. Квалификационные требования по каждой профессии включают в себя набор различных учебных дисциплин.
В США регулирование системы профессионального образования для рабочих строительной отрасли производится на уровне отдельных штатов. Федеральное правительство вводит лишь общие требования безопасности и охраны труда в строительстве. В укрупненном перечне профессий Департамента труда США указываются минимальные требования для начала обучения или начала профессиональной деятельности для рабочих строительных специальностей. В основном таким требованием является успешное окончание школы. При этом, в США форме обучения, при которой профессиональные навыки приобретают непосредственно на строительной площадке, придается большее значение, чем в Великобритании. Прохождение стажировок, как одного из эффективных форм обучения, составляет от 1 года до 6 лет. Хотя в США нет единых требований к квалификации строительных рабочих, тем не менее, есть положительные сдвиги в сфере унификации требований и повышения уровня профессионализма рабочих. В конце 20-го века правительством США взят курс на оказание поддержки тех, кто выбрал карьеру профессионального рабочего, в целях повышения уровня образования и профессионализма. Следуя намеченному курсу, создается негосударственная некоммерческая организация, под названием Национальный Центр Образования и Исследований в Строительстве. Цель данной организации – изменить подход к обучению в строительстве. Ею созданы требования к обучению для более 60 строительных профессий, а также более чем для 70 созданы универсальные методы оценки профессионального уровня компетенции. Оценка компетенций может быть проведена в более чем 4000 аккредитованных центрах на всей территории США. Оценка компетенции проводится как в форме письменного экзамена, так и выполнения строительных работ. Это делается в целях определения уровня квалификации рабочего. В результате рабочий может получить идентификационную карту с информацией о присужденных квалификациях и результатах экзаменов. Данная электронная карта позволяет отслеживать квалификацию рабочих и результаты проведенной оценки компетенций.
Рассматривая систему профессионального образования рабочих строительных специальностей в Канаде, нужно отметить, что провинции и территории Канады, аналогично штатам США имеют большую автономию в вопросах профессионального образования рабочих строительных специальностей. В Канаде, как и в США, при обучении рабочих основной упор делается на прохождение рабочими стажировки с одновременным посещение учебных заведений. Несмотря на отсутствие принципиальных отличий от системы профессионального обучения в США, взаимодействие на федеральном уровне в данной области налажено в Канаде на более высоком уровне. Это, в частности, связано с тем, что государство проявило большую заинтересованность в вопросе универсализации квалификационных требований к профессии.
В соответствии с Конституцией Австралии ее штаты и территории имеют право самостоятельно регулировать вопросы профессионального образования: устанавливать свою собственную систему квалификационных требований, а также требований к стажировкам для рабочих строительных специальностей и издавать собственные акты в целях регулирования данной сферы. Разработку квалификационных требований для рабочих строительных специальностей осуществляют негосударственные отраслевые профессиональные объединения, а также специализированные организации штатов и территорий Австралии. В целях проведения обучения, совмещаемого со стажировкой, учебные заведения регистрируются в соответствующих органах штатов и территорий Австралии. В целом, несмотря на определенные различия в подходах к регулированию данной сферы, система квалификационных требований и обучения схожа с аналогичной системой в Великобритании.
Таким образом, сопоставляя системы профессионального образования рабочих строительных специальностей Великобритании, США, Канады и Австралии можно выделить общие черты, характерные системам образования этих стран. Во-первых, квалификационные требования разрабатываются профессиональными объединениями, которые самостоятельно утверждают критерии знаний и навыков специалиста. При этом государство выполняет функцию регистратора квалификационных требований. Такое решение данного вопроса хотелось бы применить и в нашей стране, опираясь на положительный опыт функционирования института саморегулирования в России и учитывая значимый вклад НОСТРОЯ в этой области. Во-вторых, возможность совмещения стажировок на строительной площадке с получением профессионального образования и дальнейшим присуждением профессиональных квалификаций. Такой подход позволяет минимизировать затраты по переоснащению учебных центров для рабочих строительных специальностей. В-третьих, система мониторинга квалификаций рабочих с применением специальной идентификационной карты. Преимущество этой системы – это полное исключение недостоверной информации, поскольку на карту наносится только идентификационный номер, а все данные поступают с сервера организации, осуществляющей выдачу карт.
В настоящее время строительная отрасль России является одним из ключевых катализаторов экономического роста страны. Его роль, как ожидается, еще более укрепится в ближайшие годы, так как правительство намерено инвестировать в модернизацию и расширение инфраструктуры страны. И здесь опыт наших зарубежных коллег будет весьма уместен при создании в России современной системы подготовки квалифицированных рабочих строительных специальностей.
22 марта 2013 года в Кисловодске под председательством координатора НОСТРОЙ по СКФОСергея Попова состоялась окружная конференция членов Национального объединения строителей по Северо-Кавказскому федеральному округу. В обсуждении вопросов повестки заседания приняли участие 7 руководителей СРО из 8, зарегистрированных на территории округа.
От Национального объединения строителей в работе окружной конференции принял участие Вице-президент Виктор Опекунов.
С докладом «Развитие системы ресурсных центров по подготовке рабочих кадров строительных специальностей. Стабилизация механизмов её развития и софинансирования» выступил член Комитета по профессиональному образованию и Комитета по развитию системы подготовки рабочих кадров НОСТРОЙ, ректор НОУ ДПО «Северо-Кавказский институт повышения квалификации кадров строительного и жилищного комплекса» Запир Акаев. Участники заседания обсудили и поддержали предложение докладчика о пересмотре механизма софинансирования базовых ресурсных центров, суть которого заключается в отказе от территориального принципа софинансирования пропорционально количеству СРО в федеральном округе и в городах федерального значения, и о софинансировании базовых ресурсных центров по схеме:
- Комитет по развитию системы подготовки рабочих кадров ведет квотирование базовых ресурсных центров НОСТРОЙ в субъектах Федерации. В субъекте Федерации только одна образовательная организация может быть аккредитована в качестве базового Ресурсного центра НОСТРОЙ, а в городах федерального значения – по решению Окружной конференции членов СРО (или Координатора округа);
- выделяемые НОСТРОЙ средства на развитие базовых ресурсных центров необходимо распределить поровну между федеральными округами, городами Москва и Санкт-Петербург (на 10 равных частей), а в федеральном округе и в городах федерального значения – по решению Окружной конференции (или поровну между его субъектами).